Полноприводный трактор МТЗ-82.1 — универсальная машина, обладающая высокими техническими характеристиками и предназначенная для выполнения разнообразных сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ. Придя на смену первому поколению еще советских МТЗ-82 «Беларусь» новый МТЗ-82.1 «Беларус», благодаря высоким ТТХ, стал популярным не только в сельском хозяйстве, но и в различных отраслях, требующих мощности, дешевых запчастей и простоты обслуживания.
Несколько лет назад 82-я модель легендарного трактора получила новый дизайн и теперь поставляется на рынок под названием МТЗ 82.3 в красном цвете (новый фирменный цвет тракторов МТЗ).

Технические характеристики МТЗ-82.1 «Беларус» позволили зарекомендовать себя надежной техникой, способной работать в сложных условиях, благодаря высокому дорожному просвету, отличной проходимости и маневренности. Трактор 82.1 оснащен 4-цилиндровым дизельным двигателем ММЗ Д-243, мощностью 57.4 кВт (78 л.с) и механической трансмиссией 9F+2R с понижающим редуктором, удваивающим число передач (18 вперед и 4 назад) и обоими ведущими мостами.
Размеры и габариты
| Габаритная длина | 3930 мм |
| Общая длина с противовесами | 4120 мм |
| Длина по колесам | 3740 мм |
| Габаритная ширина | 1970 мм |
| Габаритная высота по кабине | 2800 мм |
| Колесная база | 2450 мм |
| Ширина колеи передних колес | 1430 мм — 1990 мм |
| Ширина колеи задних колес (модель с ГУР) | 1350 мм — 2050 мм |
| Ширина колеи задних колес (модель с ГОРУ) | 1410 мм — 1970 мм |
| Глубина преодолеваемого брода | 850 мм |
| Дорожный просвет трактора | 465 мм |
| Радиус разворота (при ширине колеи 1400 мм) | 4100 мм |
| Угол съезда (свеса) | 20° |

Весовые характеристики
| Эксплуатационная масса | 4000 кг |
| Масса мотора Д-243 | 430 кг (413 кг) |
| Дополнительные грузы | 10х 20 кг / 10х 45 кг |
| Грузоподъемность на оси подвеса трактора | 1800 кгс |
| Максимальный вес буксируемого прицепа | 12000 кг |
Двигатель
| Число цилиндров | 4 |
| Производитель мотора | Минский моторный завод |
| Модель двигателя | ММЗ Д-243 |
| Полная мощность | 57.4 кВт (78 л.с) |
| Измерение мощности при | 2200 об/мин |
| Максимальный крутящий момент | 298 Нм |
| Измерение крутящего момента при | 1600 об/мин |
| Запас по крутящему моменту | 15 % |
| Рабочий объем | 4.75 л. |
| Диаметр цилиндра | 110 мм |
| Ход поршня | 125 мм |
| Степень сжатия | 16 |
| Порядок работы цилиндров | 1 — 3 — 4 — 2 |
| Удельный расход топлива | 226 г/кВт ч (г/л.с.ч) |
| Удельный расход масла | 0.9 + 0.4 г/(кВт·ч) |
| Давление масла в главной магистрали | 0.25 — 0.35 МПа |
| Подача воздуха в двигатель | Атмосферный |
Фильтры МТЗ 82.1
| Воздушный фильтр | Комбинированный с сухой центробежной (предварительная ступень очистки воздуха) и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха |
| Масляный фильтр | Центробежный масляный фильтр или неразборный масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом |
| Топливный фильтр | Фильтр грубой очистки топлива + фильтр тонкой очистки топлива со сменным фильтром неразборного типа |
Электрическая система
| Напряжение бортовой сети | 12 В |
| Генератор переменного тока | 1150 Вт (со встроенным выпрямительным интегральным регулятором напряжения) |
| Аккумуляторная батарея | 2х 12 В, 88 Ач |
| Рабочее освещение переднее | 2 дорожные фары с ближним и дальним светом + 2 передние рабочие фары + передние двухсекционные габаритные фонари / поворотники |
| Рабочее освещение заднее | 2 рабочие фары + трехсекционные габаритные фонари / поворотники / стопы |

Трансмиссия МТЗ 82.1
| Тип трансмиссии | Механическая коробка 9F + 2R со скользящими шестернями с удваивающим понижающим редуктором (передаточное число 1,36) |
| Муфта сцепления | Однодисковая, фрикционная, постоянно замкнутая муфта сцепления сухого типа |
| Главная передача | Пара конических шестерен с круговыми зубьями |
| Конечные передачи | Цилиндрические шестерни с прямыми зубьями |
| Дифференциал | Дифференциал заднего моста конический с четырьмя сателлитами |
| Механизм блокировки дифференциала | Фрикционная муфта с управлением от датчика |
| Рабочая тормозная система | Дисковые тормоза, сухие |
| Стояночный тормоз | Независимый дисковый тормоз сухого типа |

Скорости / передачи
| Скорость | без понижающего редуктора | с понижающим редуктором |
|---|---|---|
| 1-я | 2.6 км/ч | 1.9 км/ч |
| 2-я | 4.4 км/ч | 3.3 км/ч |
| 3-я | 7.4 км/ч | 4.6 км/ч |
| 4-я | 9.2 км/ч | 6.9 км/ч |
| 5-я | 10.8 км/ч | 8.2 км/ч |
| 6-я | 12.7 км/ч | 9.6 км/ч |
| 7-я | 15.6 км/ч | 11.8 км/ч |
| 8-я | 18.4 км/ч | 14.0 км/ч |
| 9-я | 34.3 км/ч | 26.0 км/ч |
| 1-я задняя | 5.4 км/ч | 4.1 км/ч |
| 2-я задняя | 9.2 км/ч | 7.0 км/ч |
Размеры шин
| МТЗ 82.1 | Передние шины | Задние шины |
|---|---|---|
| Размер (стандарт) | 11,2-20 | 15,5R38 |
| Размер (опция) | 8,3-20; 11,2R20; 13,6-20; 360/70R20; 13,6R20; 16,0-20 | 16,9R30; 16,9R38 (уширенная для пропашных работ); 18,4L30; 18,4R30; 18,4/78-30 — для дорожно-строительных и специальных работ; 9,5-42 — для пропашных работ в узких междурядьях |
| Давление | 1.0 — 2.1 кгс/см2 (100 — 210 кПа) | 1.0 — 1.8 кгс/см2 (100 — 180 кПа) |

Ходовая часть / мосты
| Колесная формула | 4К4 (задние колеса ведущие, передние ведущие и направляющие) |
| Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) | Червяк, косозубый сектор и гидромеханический усилитель руля, шестеренчатый гидронасос НШ10-В-3-Л, 21 литр в минуту, рабочее давление 9 МПа |
| Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) | Героторный насос с объемной постоянной 100 см3 /об + шестеренчатый насос питания производительностью 21 литр в минуту, давление настройки предохранительного клапана ГОРУ — 14 МПа |
| Передний мост | Передний ведущий мост (ПВМ) трактора с приводом от раздаточной коробки двумя карданными валами с промежуточной опорой. ГП — пара конических шестерен с круговыми зубьями. Дифференциал переднего ведущего моста — конический, самоблокирующийся с плавающей крестовиной и фрикционными муфтами. КП — колесные редукторы с 2 коническими парами. Максимальная нагрузка = 1750 кгс |
| Задний мост | Ведущий мост с ГП, КП и дифференциалом, блокировка муфтой с гидравлическим приводом, связанным с ГУР / ГОРУ. Максимальная нагрузка = 5000 кгс |
ВОМ и ТСУ
| Тип вала отбора мощности | Комбинированный ВОМ с независимым или синхронным приводом |
| Частота вращения ВОМ (независимый I) | 540 об/мин |
| Частота вращения ВОМ (независимый II) | 1000 об/мин |
| Частота вращения ВОМ (зависимый синхронный) | 3.5 оборота на 1 метр пути |
| Механизм фиксации навесных устройств | Механический |
| Тип сцепки | Тягово-сцепное устройство ТСУ-3К / ТСУ-1Ж / Гидрофицированный крюк ТСУ-2 |
Гидравлика МТЗ 82.1
| Тип гидравлической системы | Универсальная раздельно-агрегатная гидросистема |
| Тип насоса | Шестеренчатый насос НШ32А-3 или НШ32М-3 правого вращения |
| Привод гидравлического насоса | От двигателя через приводные шестерни заднего вала отбора мощности |
| Производительность гидронасоса | 45 л/мин |
| Рабочее давление в гидросистеме | 16000 кПа |
| Давление предохранительного гидроклапана | 20000 кПа |
| Распределитель | Золотниково-клапанный распределитель Р80-3/4-222/111 или Р80-3/1-222 |
| Цилиндр | Цилиндр Ц100х200-3 двухстороннего действия |
| Количество раздельно управляемых цилиндров | 3 |
| Грузоподъемность задней навески | 18 кН (1800 кгс) на расстоянии 610 мм от оси подвеса |
Объемы заправочных жидкостей
| Объем топливного бака | 130 л. |
| Объем моторного масла (вместе с фильтром) | 13.3 л. |
| Объем системы охлаждения двигателя | 17 л. |
| Объем трансмиссионного масла | 40 л. |
| Емкость гидравлической системы (включая ГОРУ) | 21.5 л. |
| Емкость корпуса гидроусилителя руля | 6 л. |
| Емкость корпуса ПВМ с коническими редукторами | 1.6 л. |
| Емкость корпуса редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) | 1.8 л. |
| Емкость корпуса верхней конической пары редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) | 0.3 л. |
| Емкость корпуса промежуточной опоры карданного привода ПВМ | 0.15 л. |
Одним из главных преимуществ МТЗ-82.1 является его высокая ремонтопригодность и дешевые запчасти, которые могут быть куплены даже в глубинке. Простая и понятная техника позволяет производить регулярное обслуживание без сложных инструментов. Основные узлы трактора легко доступны, а конструкция спроектирована так, чтобы замену большинства запасных частей можно было осуществить без привлечения специализированного оборудования. Стоимость обслуживания трактора МТЗ-82.1 остается низкой благодаря простоте конструкции, доступным расходным материалам и возможности ремонта техники собственными силами.

В заключение нужно отметить, что МТЗ-82.1 «Беларус» — это доступный, надежный и универсальный полноприводный трактор, сочетающий в себе хорошие ТТХ, мощность и простоту эксплуатации, что делает данную технику оптимальным выбором для фермеров и небольших хозяйств АПК, стремящихся к повышению производительности при минимальных затратах.
А на трактор МТЗ-82.1 какое навесное оборудование можно установить? Например, ковши фронтальные или экскаваторную рукоять? Или данная техника в основном для сельскохозяйственных задач и не может быть превращена в строительную?
Почти вся техника компании «Минский Тракторный Завод» может быть оснащена самым широким арсеналом навесного оборудования! Для трактора МТЗ 82.1 на рынке предлагаются баровые машины, цепные траншеекопатели, грунторезы, а также навесные экскаваторные рукояти (в том числе быстросъемные) с ковшами различного объема и типов.